Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Текущая экономическая и политическая ситуация в России сделала необходимость в эффективной административной системе как никогда острой. Экономическое состояние государства, а значит и благосостояние населения РФ, напрямую зависит от эффективной организации государственных органов. Качественная организация государственных органов возможна только через качественный состав управленческого персонала, то есть должностных лиц, которые формируют эти учреждения.
На современном этапе развития государства система государственных органов в РФ находится в стадии реформирования. В нашей стране в ходе этой реформы проводится переаттестация и сокращение штатов. Кроме того, увеличиваются материальные льготы и социальные гарантии для работников. Из этой ситуации можно сделать вывод, что глава РФ стремится усилить ответственность государственных органов за свою деятельность. Это невозможно без качественного обновления кадров и повышения качества их работы.
Однако для достижения качественных результатов в РФ необходимо подготовить нормативную базу, четко распределяющую права, обязанности и функции государственных органов и их должностных лиц, а также их административную ответственность. Наиболее серьезной проблемой в этом вопросе являются различные понятия должностных лиц в законодательстве РФ. Общеправовое понятие «должностного лица» в законе не разработано.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании административной ответственности должностных лиц в России.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие институт административной ответственности должностных лиц в России.
Целью исследования является исследовать особенности административной ответственности должностных лиц в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть правовые аспекты исследования понятия "должностного лица" в науке;
2. дать определение понятия «должностного лица» в законодательстве РФ;
3. исследовать особенности административной ответственности должностных лиц;
4. проанализировать проблемы административной ответственности должностных лиц.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; КоАП РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Волков А.М., Жаринов К.Г., Макарейко Н.В., Попов Л.Л. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования административной ответственности должностных лиц в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании института административной ответственности должностных лиц в России.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО" КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1.1.Правовые аспекты исследования понятия "должностного лица" в науке
Вопрос о понятии "должностное лицо" в российской юриспруденции на сегодняшний день является дискуссионным. Так, К.П. Засов анализирует сложившиеся подходы к понятию "должностное лицо" и отмечает, что, несмотря на серьезное внимание к понятию "должностное лицо" в отечественной судебной практике, компромисса по данному определению достичь не удалось .
Впервые в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ ) дано четкое определение понятия "должностное лицо". Сам термин "должностное лицо" использовался в ранее действовавшем КоАП 1984 года. Однако на тот момент законодатель не определил критерии отнесения должностных лиц к категории служащих. В результате правоохранительные органы долгое время ссылались на определение уголовном праве при определении круга должностных лиц.
С другой стороны, до принятия КоАП РФ в советском и российском административном праве не существовало единого определения этого понятия. Долгое время определение должностного лица содержалось только в Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ) .
Однако УК РФ имеет иное предназначение, нежели административное право. Это связано с тем, что УК РФ не пытается определить государственных служащих, их права и обязанности в целом, а лишь налагает повышенную ответственность на тех, кто выполняет важные для государства функции.
УК РФ использует понятие государственных служащих для определения конкретных объектов государственной службы. В отсутствие четкого определения государственной службы в административном праве было предпринято несколько попыток определить характеристики, отличающие государственного служащего от многих других должностных лиц.
Например, один автор дает определение, согласно которому государственный служащий - это служащий, который при осуществлении своих публичных полномочий имеет право совершать юридически значимые действия, в основном административные.
Другие авторы, однако, отмечают, что определение публичных должностных лиц только на основании их права совершать юридически значимые действия не отличает их от других должностных лиц.
Все государственные служащие так или иначе совершают юридически значимые действия. Само по себе исполнение обязанностей технического чиновника может привести лишь к определенным правовым последствиям. Например, если они не выполняют свою работу в срок или выполняют ее ненадлежащим образом, они несут ответственность перед начальством.
С другой стороны, выполнение техническими сотрудниками своих должностных функций обычно приводит к тому, что они получают вознаграждение в установленном законом порядке. Поэтому атрибут "право на совершение юридически значимых действий" не совсем точно отражает социальное содержание прав, упомянутых в определении .
Именно этот подход в конечном итоге закреплен в определении должностных лиц в новом КоАП РФ. Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее функции представителя власти на основе постоянных, временных или специальных полномочий. Должностные лица наделяются полномочиями по принятию решений в отношении лиц, которые не находятся от них в официальной зависимости. Должностные лица могут выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
В том числе, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, ч.9 и 9.1 ст.19.5, ст.19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ .
В соответствии примечанием к ст.2.4. КоАП РФ несут административную ответственность следующие должностные лица:
-члены советов директоров (наблюдательных советов),
-коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций),
- счетных комиссий,
-ревизионных комиссий (ревизоры),
-ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций,
-физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц,
-руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц,
-лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.29 - 7.32, 7.32.5, ч.7, 7.1 ст.19.5, ст.19.7.2 КоАП РФ,
-лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.32.3, ч.7.2 ст.19.5, ст.19.7.2-1 КоАП РФ,
-лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст.19.6.2 КоАП РФ ,
-лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения,
-лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.32.4 КоАП РФ,
-лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч.9 ст.20.4 КоАП РФ,
-физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст.7.32.6 КоАП РФ.
Это определение практически идентично определению государственного должностного лица, данному в ст.285 УК РФ. Это, несомненно, является положительным моментом. Впервые в законодательстве РФ определения государственных служащих в этих двух областях права были объединены в одно. В то же время необходимо более подробно рассмотреть характеристики, указанные в законе, чтобы определить, является ли данное должностное лицо государственным служащим и, следовательно, несет ли оно особую административную или уголовную ответственность.